0 (

Исковое заявление о взыскании заработной платы

Полная или частичная невыплата заработной платы является нарушением трудового законодательства. В таких случаях работники вправе обратиться с жалобой в ГИТ, в прокуратуру или направить иск в суд. Кроме суммы основного долга можно взыскать с работодателя компенсацию за нарушение сроков выплат и за причинение морального вреда.

В каких случаях можно подать

Самыми распространенными причинами обращения в суд являются следующие обстоятельства:

• уменьшение объема заработной платы, лишение премиальных выплат и начисление штрафов без наличия законных оснований;
  • нарушение сроков выплат, начисление зарплаты не в полном объеме, задержка перевода средств на счет работника сроком от 15 дней и более;
  • нарушение правил расчета с работниками, установленных относительно процедуры сокращения численности штата.

В отличие от других имущественных споров, спор о взыскании задолженности по зарплате относится к разряду трудовых. Поэтому его рассмотрением занимаются исключительно районные суды. Обращаться можно по адресу расположения работодателя или филиала компании либо по месту проживания работника.

Исключением являются коллективные иски. Их рассматривают только по месту расположения ответчика.

Кто может подать, один работник или несколько, сроки

Подать иск может как отдельный работник, как и группа лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем. В последнем случае каждый из заявителей выступает как самостоятельное лицо. По сути это объединение нескольких отдельных исков в рамках одного производства.

Каждый работник может представлять свои интересы отдельно или поручить это одному из участников процесса, который будет выступать в роли официального представителя. В таком случае потребуется составление доверенности.

При коллективном обращении через официального представителя рекомендуется разделить совместный иск на несколько блоков, рассчитанных на каждого истца, с указанием обстоятельств дела, расчета суммы задолженности и т. д.

Совместные иски составляются при участии не менее 20 заявителей. Как показывает практика, чем больше количество участников, тем выше шансы на благоприятный исход судебного разбирательства.

Срок давности исчисляется исходя из статуса заявителя. Если истец состоит в трудовых отношениях с работодателем, время подачи иска не ограничено. Нарушение считается действительным до даты погашения задолженности.

Внимание! Если заявитель уволился, срок исковой давности исчисляется с даты увольнения и составляет 1 год. Данное требование установлено частью 2 ст.392 ТК РФ.

Срок рассмотрения индивидуального иска составляет 2 месяца. Но сложные процессы часто затягиваются до года. Срок рассмотрения коллективного иска увеличен до 8 месяцев.

Надо ли платить госпошлину

На основании ст.393 ТК РФ государственная пошлина за иски о взыскании задолженности по зарплате с заявителя не удерживается.

Как доказать и какие документы приложить

Для подтверждения описываемых в исковом заявлении фактов следует использовать документальные доказательства. Это могут быть:

• выписки из документов;
  • копии договоров и приказов;
  • платежные документы;
  • ведомости начисления зарплаты и пр.

Кроме того, к иску необходимо приложить:

• копии обращений к ответчику, направленных в рамках процедуры досудебного разрешения спора, с отметкой о получении;
  • копии ответов на претензию истца;
  • расчет суммы невыплаченной зарплаты с обоснованием.

Количество копий документов должно соответствовать численности участников процесса.

К коллективному иску необходимо приложить обоснование причастности всех истцов к данному конкретному делу. В остальном процедура сбора и подачи пакета бумаг ничем не отличается от аналогичной процедуры, проводимой с индивидуальным исковым заявлением.

Внимание! Доказательства, которые ответчик отказывается предоставить, запрашиваются судом на основании ходатайства истца.

Документы должны быть предоставлены в течение 3 дней с момента получения запроса. Копии заверяются уполномоченным должностным лицом ответчика.

Какие права у работников и на что можно претендовать

Работники, в отношении которых срок выплаты заработной платы превышен на 15 дней и более, имеют право:

• приостановить выполнение своих должностных обязанностей до момента выплаты задолженности по заработной плате, предварительно уведомив об этом работодателя в письменной форме;
  • отсутствовать на рабочем месте до момента зачисления заработной платы.

При этом у работника сохраняется право на получение среднего заработка. Возобновить свою рабочую деятельность необходимо в день получения письменного уведомления о готовности работодателя погасить задолженность или на следующий рабочий день.

Можно ли требовать неустойку и компенсацию морального вреда

Помимо взыскания основной задолженности истец может включить в иск требования об удержании с ответчика компенсации за несвоевременные выплаты. Для этого нужно указать сумму платежа и подробный расчет.

Если действия работодателя принесли истцу страдания, рекомендуется указать в иске данный факт. Характер страданий и их объем должны быть подтверждены доказательствами. В таком случае истец вправе требовать возмещения морального вреда. Как правило, суды взыскивают данную компенсацию в небольших размерах.

Примерная форма

Строгая форма искового заявления о взыскании задолженности по зарплате законодательством не предусмотрена. Тем не менее, документ должен содержать следующую информацию:

• наименование судебного органа;
  • личные и контактные данные истца;
  • реквизиты и контактные данные ответчика;
  • цену иска, которая включает в себя сумму основного долга, компенсации за несвоевременные выплаты и за причинение морального вреда;
  • период трудовых отношений, заключенных документально между сторонами дела;
  • размер зарплаты;
  • период задержки платежей или причины выплат в неполном объеме сумм, которые подлежат оспариванию;
  • основания обращения в суд со ссылками на законодательные акты;
  • четкая формулировка требований истца;
  • список прилагаемых доказательных материалов и документов;
  • дату подачи заявления и подпись истца с расшифровкой.

Чтобы исключить ошибки при составлении искового заявления, рекомендуется воспользоваться помощью юриста или готовым образцом документа, который можно скачать внизу данной страницы.

0 (0)