0 (

Исковое заявление о взыскании судебных расходов

Каждое судебное разбирательство сопряжено с финансовыми издержками, которые касаются как истца, так и ответчика. Обязательства по возмещению расходов могут быть возложены на проигравшую сторону. Если госпошлина, как правило, удерживается судом автоматически, то остальные издержки взыскиваются только на основании заявления заинтересованной стороны.

Что такое судебные расходы и судебные издержки

Судебные расходы включают в себя государственную пошлину и совокупность издержек, связанных с разбирательством.

В данный перечень входят:

• оплата услуг официального представителя;
  • стоимость профессиональной экспертизы;
  • оплата услуг почты;
  • транспортные расходы;
  • стоимость оформления доверенности у нотариуса.

Внимание! Данный перечень открытый. Он не является исчерпывающим и зависит от обстоятельств каждого конкретного дела.

При подаче заявления о возмещении судебных расходов следует учитывать все затраты, которые понесены в ходе процесса, чтобы добиться решения суда в свою пользу.

Кто подает

Заявление о возмещении судебных расходов подается выигравшей стороной (истцом или ответчиком) лично или официальным представителем при наличии соответствующей нотариально заверенной доверенности.

Порядок подачи

Ходатайство следует подавать в суд первой инстанции, где проводилось разбирательство, повлекшее за собой возникновение издержек.

Предусмотрено два варианта подачи заявления:

1. В ходе процесса до момента вынесения окончательного вердикта, после чего судья вносит сведения о принятом решении в текст итогового постановления. Требование о возмещении судебных расходов можно указать непосредственно в исковом заявлении.
  2. По результатам принятия решения, после чего судьей составляется соответствующее определение. Подавать ходатайство следует после завершения срока, отведенного на обжалование вынесенного постановления.

Заявление не является исковым и подлежит рассмотрению в рамках основного дела. Решение принимается судьей по итогам открытого заседания с участием всех сторон процесса.

Ответчик вправе предоставить суду собственные возражения на ходатайство, обосновав собственную позицию тем, что сумма расходов, заявленных истцом, является завышенной или что данные затраты не связаны с судебным разбирательством.

Внимание! Определение о взыскании судебных расходов может быть обжаловано ответчиком в установленном законодательством порядке.

Требования к форме

Форма заявления о возмещении судебных расходов законодательством не предусмотрена. Тем не менее, при составлении ходатайства нужно учитывать нормы, установленные законодательством в отношении процессуальных документов. В тексте необходимо указать следующие данные:

• номер дела;
  • дату вынесения судебного решения и его номер;
  • описание расходов, понесенных истцом при рассмотрении дела, с указанием сумм;
  • итоговую сумму затрат.

Что можно приложить в подтверждение

К заявлению следует приложить доказательства факта наличия судебных издержек с указанием их сумм. Необходимость данных затрат должна быть обоснована.

Ходатайство не предусматривает необходимость уплаты государственной пошлины.

Есть ли срок для подачи

Ходатайство о взыскании судебных расходов можно подать на любом этапе процесса и после его завершения.

При подаче заявления по результатам вынесения судебного решения необходимо соблюсти установленные законодательством сроки исковой давности — 3 месяца с даты вступления постановления в законную силу.

Внимание! Если срок исковой давности пропущен по уважительной причине, его можно восстановить в порядке предусмотренном законодательством.

Может ли суд уменьшить или отказать

Стоимость юридических услуг может различаться в зависимости от их объема, населенного пункта, а также квалификации, репутации, навыков и других профессиональных критериев специалиста. Поэтому для соблюдения баланса интересов обеих сторон законодательством предусмотрено такое понятие как «возмещение расходов на представителя в разумных пределах».

В связи с этом судья при рассмотрении заявления должен учесть факторы, не имеющие отношение к юристу, например, количество заседаний, сложность процесса и др. На данном основании сумма издержек, подлежащих возмещению, может быть снижена. А если суд сочтет расходы необоснованными, в удержании средств с другой стороны может быть и вовсе отказано.

Внимание! При частичном удовлетворении исковых требований часть издержек может быть взыскана в пользу проигравшей стороны.

Сколько раз можно подать

Заявление о взыскании судебных расходов в рамках одного дела при необходимости можно подавать неоднократно. Количество обращений законодательством не ограничена.

Примерная форма

Чтобы верно составить заявление о взыскании судебных расходов и снизить риски допущения ошибок, рекомендуется воспользоваться готовым образцом документа. В нижней части данной страницы можно увидеть файл для его скачивания.

Образцы документов для скачивания:
0 (0)