Добрый день.
Предоставлю более развернутый ответ на вопрос.
Смотрите, действующее законодательство РФ предусматривает освобождение от уплаты НДС операций по реализации туристского продукта, сформированного туроператором на основании договора о реализации туристского продукта.
Ключевым условием для применения льготы является формирование и реализация туристского продукта именно туроператором, действующим от собственного имени и самостоятельно принимающим обязательства перед потребителем.
Закон при этом не накладывает ограничений относительно формы контрактов, по которым приобретаются составляющие туристского продукта (услуги проживания, транспортировки и прочее) (пп. 39 п. 3 ст. 149 НК РФ).
В свою очередь, письмо Минфина РФ от 25.10.2023 г. N 03-07-07/101374 («О применении освобождения от НДС») выражает позицию ведомства, согласно которой, если туроператор приобретает отдельные элементы туристского продукта (например, проживание или транспортировку) по агентскому договору, такое обстоятельство препятствует применению указанной льготы.
Это связано с тем, что в данном случае туроператор выступает лишь посредником, организующим реализацию чужих услуг, а не продавцом самостоятельного туристского продукта.
При этом, ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет право туроператора формировать и реализовывать туристский продукт от своего имени, привлекая при этом сторонних исполнителей услуг (гостиницы, перевозчиков).
Форма контракта (агентский, подрядный и т.п.) не влияет на юридический статус туроператора и его обязанность отвечать перед клиентом за качество оказанных услуг.
Таким образом, существует некоторое несоответствие между разъяснениями Минфина и буквальным толкованием положений НК РФ и Закона о туристской деятельности.
Туроператор вправе применить освобождение от НДС, установленное пп. 39 п. 3 статьи 149 НК РФ, если туристский продукт реализуется от его имени и включает в себя комплексные услуги, предоставляемые третьим лицам, даже если отдельные услуги приобретены по агентским договорам.
Законодательством РФ прямо не предусмотрена зависимость возможности применения освобождения от формы договоров с контрагентами-исполнителями.
Форма договоров с исполнителями сама по себе не имеет значения для целей применения указанного освобождения, если речь идёт о самостоятельной реализации туристского продукта от имени туроператора.
Вопрос заключается исключительно в соблюдении требований ст. 149 НК РФ и выполнении условий, указанных в ст. 9 Федерального закона № 132-ФЗ, предусматривающих самостоятельную организацию и продажу туристского продукта туроператором.
Исходя из изложенного, рекомендуется обратиться в ФНС с официальным запросом о предоставлении письменных разъяснений, приложив подробное обоснование своей позиции.
Ответ если был полезным, отметьте лайком