Бесплатный звонок юристу 24/7

Консультация юриста (24/7)

0 (

Отказ в принятии искового заявления

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-вопроса или звоните по телефону:
Это быстро и бесплатно! (24/7)
Отказ в принятии искового заявления

Отказ в принятии искового заявления – окончательное решение суда о возможности рассмотрения дела. Отказ отличается от возвращения иска или оставления его без движения тем, что истец больше не сможет подать заявление к тому же ответчику по тому же делу и тем же основаниям. Изучаем, почему судья может вынести решение об отказе, и как поступить в этом случае.

В каких случаях судья отказывает и на каких основаниях

Судья отказывает в принятии искового заявления, если для этого есть основания, перечисленные в статье 134 ГПК РФ:

• дело не подлежит рассмотрению в суде в принципе;
  • дело не подлежит рассмотрению в гражданском судопроизводстве;
  • иск оспаривает обстоятельства, не затрагивающие интересы и права истца;
  • иск в защиту третьего лица подписан гражданином, не имеющим права представительства согласно ГПК или иным законам;
  • судебное решение по предмету спора было принято ранее;
  • судебное производство по аналогичному спору было прекращено ввиду мирового соглашения или потому, что истец отказался от иска;
  • третейский суд принял решение по аналогичному делу.

Иногда возможность принятия иска или отказа в нем определяется условиями досудебного урегулирования.

Пример: если истец направил ответчику претензию, он не может обращаться в суд до истечения срока, предоставленного для ответа (ст. 4 АПК РФ). В этом случае, а также в отсутствие претензии, суд представит мотивированный отказ. Если претензия оставлена ответчиком без рассмотрения, и истец считает такие действия необоснованными, суд обязан принять дело к рассмотрению. См. также Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 11 апреля 1969 года N 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из перевозки грузов и багажа».

Во избежание отказа важно установить подсудность дела, то есть направить его именно в ту инстанцию, которая должна его рассматривать. Недопустимо направлять в гражданский суд заявления для конституционного или уголовного производства.

Пример: исковое заявление от кандидата в состав избирательной комиссии субъекта РФ, в котором оспаривается его исключение из состава избиркома, в отсутствие аналогичного заявления от его политической партии, должно быть отклонено согласно ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кандидат не имеет права обращаться от своего имени для защиты интересов своей партии. Указанный закон имеет преимущественную силу над гражданскими нормами.

Отказ в возбуждении дела следует отличать от возвращения иска (ст. 135 ГПК РФ). Его могут вернуть, если:

• порядок досудебного урегулирования нарушен;
  • ответчиком назначен недееспособный гражданин;
  • подсудность не соблюдена;
  • в производстве находится другое заявление по этому же спору либо иск не подписан истцом.

В этих случаях заявитель может устранить недочеты и заново подать иск. Также судья может не возвращать иск, а оставить его без движения до устранения недочетов (ст. 136 ГПК РФ).

О вынесенном решении об отказе в возбуждении дела истец обязан быть уведомлен в течение 5 рабочих дней с момента поступления иска (п.2 ст. 134 ГПК РФ). Ему направляют обоснованное определение с перечислением фактов, которые препятствуют возбуждению дела, со ссылкой на правовые нормы.

Важно: истцу не разъясняют, какие были допущены нарушения и как их устранить. Вместо этого в определении суда указывается, что повторное предъявление иска запрещено.

Если определение не вынесено сразу, гражданское судопроизводство считается начатым. Если в ходе процесса выясняются причины для отказа, суд прекращает делопроизводство.

Можно ли обжаловать, куда подать жалобу и в какие сроки

Отказ в рассмотрении иска можно обжаловать в течение 15 дней со дня вынесения такого определения. Это можно сделать только через частную жалобу в вышестоящие судебные инстанции, при этом жалоба подается через суд, который отказал в возбуждении дела.

Иногда суд первой инстанции, отказывая в иске, может превысить полномочия. Здесь поможет хорошее знание судебной практики. Так, владение некоторыми документами квалифицируется как право, а не обязанность гражданина, поэтому их отсутствие не может служить основанием для отказа.

Пример: свидетельство о праве на наследство не считается обязательным документом при условии, что наследство было принято в установленный законом срок. Отсутствие документа не может быть причиной для отказа в принятии дела к рассмотрению, как и вообще не влечет утрату наследственных прав. Соответственно, если суд отказывает в иске ввиду отсутствия указанного свидетельства, истец имеет право обжаловать это решение.

Жалоба, как и многие другие судебные документы, составляется в свободной форме.

Важно: перед обжалованием убедитесь, что определение суда действительно противоречит законодательству!

Можно ли подать повторно после отказа

Отказ в принятии иска, согласно п.3 ст. 134 ГПК РФ, означает, что истец не может повторно подать заявление против того же ответчика по тому же делу и на тех же основаниях. Истец имеет право подать частную жалобу в вышестоящую инстанцию. В случае, если данная инстанция сочтет решение суда первой инстанции неправомерным, дело будет возвращено на рассмотрение в суд первой инстанции, либо вышестоящая инстанция вынесет свое решение.

Отказ в иске в РФ подразумевает, с другой стороны, что истец может подать заявление по другим основаниям или по иному предмету спора.

Образцы документов для скачивания:
0 (0)