Здравствуйте!
Смотрите, квартира мужа - это его личное имущество, так как получена в дар (ст. 36 СК РФ). Срок владения для него сейчас составляет всего два года. По общему правилу минимальный срок, чтобы продать без налога жилье, полученное в дар от близкого родственника, - три года (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). Так как муж владеет квартирой меньше этого срока, у него возникает обязанность уплатить НДФЛ с дохода от продажи .
Тот факт, что Вы покупаете новую квартиру в совместную собственность прямо сейчас, сам по себе этот налог не отменяет.
С 2021 года действует льгота для семей с детьми (ст. 217.1 НК РФ). Она позволяет вообще не платить налог и не ждать трех лет при одновременной покупке нового жилья взамен проданного.
Чтобы ей воспользоваться, нужно соблюсти ряд условий, у Вас двое детей, значит, формально условие по количеству выполнено. Главное требование к новой квартире - она должна быть больше старой по площади или кадастровой стоимости, а кадастровая стоимость проданной квартиры не должна превышать 50 миллионов рублей.
Также сделку по продаже нужно совершить в том же году или купить новое до 30 апреля следующего года.2 источника
Если площадь или стоимость новой квартиры окажутся такими же или меньше, чем у старой, эта льгота не сработает. Тогда мужу придется подать декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля следующего года и заплатить налог.
Базу можно будет уменьшить на один миллион рублей либо на сумму расходов дарителя на приобретение этой квартиры, если они документально подтверждены. Налог составит 13% от разницы между ценой продажи и этим вычетом.
Теперь про Вашу жену и ее недвижимость. Ее доля в родительской квартире и садовый дом никак не влияют на налогообложение сделки мужа.
Для налоговой службы продажа личной квартиры мужа и покупка вами совместной недвижимости - это разные события. Единственное влияние имущества жены возникнет позже, когда вы оба будете заявлять налоговый вычет за покупку новой квартиры.
Поскольку жена уже использовала свое право на вычет через садовый дом или долю (если оформляла), заявить вычет за новую квартиру сможет только муж со своих двух миллионов, если он его еще никогда не получал
Если есть дополнительные вопросы, то пишите под ответом, в
телеграмм или макс (номер указан в профиле).
Если ответ был полезен, то отметьте его лайком (палец вверх).
По правилам сайта, Вам надо выбрать ОДИН "лучший" ответ среди юристов, поставив на него лайк, и тогда тому юристу перейдет гонорар, будьте внимательны!