Крис
Крис

Пн 28 апр. 2025

Город

г. Москва

Доброе утро Слышала такую весть что кредиторы при взыскании кредита с должника

Доброе утро. Слышала такую весть, что кредиторы при взыскании кредита с должника, получив судебный приказ или исполнительную надпись нотариуса - могут обратиться в банк, где у должника открыт счет и куда поступает зарплата или пенсия и тд и банк будет вынужден все начисления переводить кредиторам по данным документам. Правда ли это? Выходит даже минуя судебных приставов кредиторы могут обращаться в банк и забирать всю зарплату должника? И тут уже будет не 50% взыскано согласно закону, а все 100% даже может? И что делать в таком случае?

Ответы юристов:
3
Пользователь не в сети
Был в сети вчера в 21:52

Добрый день

 

Действительно, в соответствии с новой редакцией статьи 90 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате кредитные договоры, в том числе договоры потребительского кредитования (за исключением договоров с микрофинансовыми организациями), отнесены к документам, по которым взыскание задолженности может производиться в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, совершаемых нотариусом. При этом обязательным условием применения такой формы взыскания является наличие соответствующего положения о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса непосредственно в «теле» кредитного договора или заключенного на этот счет дополнительного соглашения к кредитному договору.

 

В этой связи следует иметь в виду, что согласно требованиям Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон № 353-ФЗ) кредитный договор состоит из общих и индивидуальных условий (статья 5).

 

Общие условия договора потребительского кредита устанавливаются кредитором в одностороннем порядке в целях многократного применения и, как правило, содержатся в стандартных формах, которые по требованию заемщика предоставляются ему до заключения договора или с которыми заемщик может ознакомиться на сайте кредитора.

 

Другая часть договора, которая подлежит согласованию с потребителем, определяется его индивидуальными условиями.

 

Учитывая правовую конструкцию договора потребительского кредита, предусмотренную Законом № 353-ФЗ, а также толкование, сложившееся в практике гражданского судопроизводства (см. постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»), условие договора, содержащее обязанность для потребителя, которая может иметь для него существенное значение, должно быть согласовано обеими сторонами при заключении договора. Указанное означает, что условие о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса изначально также подлежит согласованию с потребителем в рамках определения индивидуальных условий кредитного договора, а порядок такого согласования должен учитывать действительную волю заемщика. При этом потребителю должно быть гарантировано безусловное право отказаться от включения в договор подобного условия, что само по себе не должно оказывать влияние на принятие решения о кредитовании.

 

В любом случае при обращении к нотариусу за совершением исполнительной надписи кредитная организация должна будет представить документы, которые не только подтверждают бесспорность требований взыскателя к должнику, но и факт предварительного (не менее чем за 14 дней до обращения к нотариусу) соответствующего обращения кредитора к заемщику в форме уведомления о наличии задолженности (статья 91.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

 

При не предоставлении документов, свидетельствующих о бесспорности требований кредитной организации, а также при возникновении сомнения в их бесспорном характере нотариус должен отказать в совершении исполнительной надписи. В то же время, несмотря на то, что указанное нотариальное действие носит односторонний характер и нотариус не обязан привлекать должника к процессу принятия решения, на основе которого будет осуществляться в дальнейшем внесудебное взыскание, он имеет право запросить дополнительные сведения и документы помимо кредитора, в том числе и у должника.

 

Также следует учитывать, что в рассматриваемом порядке в силу прямого запрета, «вытекающего» из содержания пункта 7 части 1 статьи 92 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, не могут взыскиваться какие – либо неустойки (штрафы), поскольку очевидно, что в отношении неустойки критерий бесспорности отсутствует до момента принятия решения судом о взыскании и размере неустойки, а сам размер неустойки по общему правилу может быть оспорен должником по причине несоразмерности (статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации) или по иным законным основаниям (отсутствие как такового нарушения обязательства, несоблюдение требований об очередности погашения задолженности и др.).

 

Кроме того, внесение изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не отменяет действие статьи 14 Закона № 353-ФЗ, которая устанавливает право кредитора потребовать досрочного возврата оставшейся суммы потребительского кредита (займа) вместе с причитающимися процентами и (или) расторжения договора потребительского кредита только при определенной продолжительности просрочки и только в случае обязательного уведомления заемщика с установлением срока возврата оставшейся суммы потребительского кредита.

 

Несмотря на то, что включение кредитных договоров в число документов, по которым взыскание задолженности может производиться в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, совершаемых нотариусом, определенным образом изменило характер правоотношений между кредиторами и заемщиками на стадии принудительного взыскания задолженности, подразумевавшей следованию «традиционным» правилам гражданского судопроизводства, это не означает, что заемщики – потребители тем самым были полностью лишены доступа к правосудию в части возможности защиты своих прав в судебных инстанциях.

 

В этой связи необходимо иметь в виду, что если потребитель посчитает (как заинтересованное лицо), что нотариальное действие, связанное с исполнительной надписью, совершено неправильно, то он вправе в соответствии со статьей 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса.

 

Подается такое заявление в течение десяти дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии, т.е., принимая во внимание статью 91.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, согласно которой «о совершенной исполнительной надписи нотариус направляет извещение должнику в течение трех рабочих дней после ее совершения», - в течение десяти дней со дня получения такого извещения.

 

Безусловно, необходимость столь быстрого реагирования со стороны потребителя на факт совершения оспариваемой исполнительной надписи нотариусом, который в данном случае не является субъектом отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, не только приведет к возникновению у потребителей дополнительных издержек (связанных, в частности, с необходимостью направления и рассмотрения соответствующего заявления по месту нахождения нотариуса), но и потребует выработки у них новых, не характерных для потребительских споров, навыков участия в соответствующей категории гражданских дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства (статья 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При этом сопутствующая данному обстоятельству потеря заявителем «потребительского статуса» в таких делах будет означать в том числе невозможность реализации на практике соответствующих положений статей 40, 44 и 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в части оказания потребителю помощи в защите их прав со стороны уполномоченного органа государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей.

 

Однако на возможность «возврата» соответствующих правоотношений в разряд регулируемых нормами законодательства о защите прав потребителей вполне определенно указывает норма части 3 статьи 310 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой «возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства». Это означает, что если неправильность исполнительной надписи, на которую укажет потребитель и которая может быть обусловлена в первую очередь небесспорностью требований взыскателя к должнику, будет выявлена судом при рассмотрении заявления потребителя в порядке, установленном главой 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дело из категории особого производства должно быть переквалифицировано в гражданское дело о споре между сторонами кредитного договора, подлежащее рассмотрению в порядке искового производства, в котором гражданин – заемщик будет вновь обладать соответствующем иммунитетом потребителя.

 

Роспотребнадзор намерен отслеживать правоприменительную практику по взысканию задолженности на основании исполнительной надписи, совершаемой нотариусом, а также поведенческую практику кредитных организаций по заключению кредитных договоров на предмет включения в них условий о возможности взыскания задолженности по исполнительной надписи нотариуса в целях своевременного принятия необходимых мер в соответствии со своими полномочиями для защиты прав потребителей - заемщиков от недобросовестных действий хозяйствующих субъектов, предоставляющих потребительские кредиты гражданам.

 

 

 


 

Крис
Крис
Автор вопроса
Дата комментария

давно

Вы внимательно читали мой вопрос? Я спрашиваю, правдамли кредиторы согласно данным документам могут ЧЕРЕЗ БАНК, ГДЕ НАХОДИТСЯ СЧЕТ ДОЛЖНИКА, взыскивать деньги, даже МИНУЯ ПРИСТАВОВ? И тогда банк будет отдавать кредиторам всю зарплату должника? Что делать должнику в таком случае?

Крис
Крис
Автор вопроса
Дата комментария

давно

В данном случае, меня не конкретно надпись нотариуса волнует. Наравне с ней через судебный приказ кредитор такде может тбращаться в банк, куда роступает зарплата должника. Меня волнует, что минуя,приставов даже можно забирать деньги должника просто обратясь в банк, где должник получает зпрплату?

Пользователь не в сети
Был в сети вчера в 21:52

Нет, банк не имеет право без исполнительного листа взыскать долги со счёта должника.

Крис
Крис
Автор вопроса
Дата комментария

давно

Так вот я и пишу. Что кредитор принесет в банк исполнительный лист ! То есть минуя судебных приставов, а чисто согласно судебному приказу или исполнительной надписи нотариуса банк будет отдавать кредитору всю зарплату,?

Крис
Крис
Автор вопроса
Дата комментария

давно

Многие юристы говорят, что даже без.судебных.приставов, а только по судебному приказу или исполрительной надписи нотариуса кредитор может обратиться в банк и тот будет перечислять средства кредитору.

Пользователь не в сети
Был в сети вчера в 21:52

По кредитному договору, должно быть в тексте договора быть пункт, что в договоре или доп. соглашении к нему есть условие о возможности взыскать долг по исполнительной надписи нотариуса. Здесь Вам надо ознакомиться Вам с данным пунктом Вашего договора

Крис
Крис
Автор вопроса
Дата комментария

давно

Я навереое неверно вырвжаюсь. Кредитор получив исполнительный лист по судебному приказу иди исп.надписи нотариуса может напрямую обратиться в банк где должник получает зарплату и банк обязан будет зарплату переводить кредитору по исполнитнльному листу. И все это можно сделать даже не обращаясь к судебным приставам. Так ведь?

Крис
Крис
Автор вопроса
Дата комментария

давно

Да что вы заладили с этоц исполнительной надписью)). Я как пример вам привела. Это можпт быть даже судебный приказ, неважно. И согласно судебносу приказу кредитор получает исполнительный лист и прямиком отправляется в банк , где зарплату получает должник. Даже без судебных приставов!!! Это правла?

Пользователь не в сети
Был в сети вчера в 21:52

Согласно Федеральному закону от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ о взыскании денежных средств может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. То есть исполнительный лист или судебный приказ о взыскании денежных средств может быть подан непосредственно в банк, в котором у должника открыт расчётный счёт. В таком случае банк обязан заблокировать счёт своего клиента и произвести удержание денег в пользу кредитора. Также банк может самостоятельно подать в судебный участок заявление о наложении ареста на банковскую карту клиента. Для этого у банка должны быть веские основания, например, наличие задолженности перед банком и отсутствие возможности погасить её по решению суда 2

Крис
Крис
Автор вопроса
Дата комментария

давно

И сколько денег с зарплаты будет списывать банк в пользу кредитора в таком случае?

Крис
Крис
Автор вопроса
Дата комментария

давно

Просто если арест на счета накладывают судебные приставы, то согласно закону они имеют право списывать не более 50% от зарплаты должника. А если согласно исполнительному листу списывает сам банк, то сколько от зарплаты он будет удерживать,?

Пользователь не в сети
Был в сети вчера в 21:52

Также 50 % и не более.

Крис
Крис
Автор вопроса
Дата комментария

давно

Но банк это же не судебные приставы с юридическим образованием, разве ори знают, что надо не более 50% взыскивать?

Пользователь не в сети
Был в сети вчера в 21:52

Стандартное ограничение на арест зарплат — 50%.

Пользователь не в сети
Был в сети вчера в 21:52

Банк не имеет права списывать всю зарплату клиента в счёт погашения долга. Согласно статье 99 закона «Об исполнительном производстве», запрещено удерживать свыше 50% от трудового дохода по исполнительным документам за обычные долги по кредитам, налогам, распискам, ЖКХ . Если долг возник из-за ущерба, причинённого совершением преступления, вреда здоровью, смертью кормильца или из-за наличия алиментных обязательств, то запрещено удерживать свыше 70% от зарплаты .

Крис
Крис
Автор вопроса
Дата комментария

давно

Банк знает об этом? Что не более 50% можно списывать с должника?

Пользователь не в сети
Был в сети вчера в 21:52

Да конечно.

Крис
Крис
Автор вопроса
Дата комментария

давно

Просто там сидят же обычные операторы и менеджеры

Пользователь не в сети
Был в сети вчера в 21:52

Они не имеют право списывать больше 50 процентов с Вашей зарплаты

Пользователь не в сети
Был в сети вчера в 21:52

Буду благодарна Вам за лайк, если мой ответ был Вам полезен

Крис
Крис
Автор вопроса
Дата комментария

давно

Права то они не имеют, только законы, увы, у нас далеко не всегда соблюдаются

Пользователь не в сети
Был в сети вчера в 21:49

Здравствуйте, Крис!

 

Вы абсолютно верно уловили суть проблемы, но давайте я внесу ясность. Действительно, если у кредитора на руках есть судебный приказ или исполнительная надпись нотариуса, он имеет право направить эти документы напрямую в банк, где у должника открыт счет. Банк в свою очередь обязан исполнить требования исполнительного документа и списать деньги со счета в пользу взыскателя, минуя службу судебных приставов.

 

Однако очень важный момент: даже в этом случае действуют ограничения, установленные статьей 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве». С зарплаты, пенсии и иных социальных выплат можно удерживать не более 50%, а в некоторых случаях — до 70%, но ни в коем случае не 100%. Банк сам по себе не обязан вычислять, что именно поступает на счет — пенсия это или зарплата — поэтому может списать сумму полностью, если должник сам не предпримет действий для защиты своих прав.

 

Что можно и нужно сделать: обязательно уведомить банк о целевом характере поступлений (зарплата, пенсия, алименты и т.д.) и предоставить соответствующие документы (например, справку с места работы или из Пенсионного фонда). Это даст банку основание применять ограничения на списание. Кроме того, можно обжаловать действия банка и взыскателя в суде, если произошло незаконное списание всей суммы.

 

Понимаю, что ситуация неприятная и может казаться безвыходной, но решение есть, главное не медлить и отстаивать свои права.

 

С наилучшими пожеланиями, Хабас Феликсович.

Крис
Крис
Автор вопроса
Дата комментария

давно

У меня работа в гос.структуре, зарплата приходит на карту Сбера и при поступлении денег написано, что это Поступление зарплаты. Значит банк в курсе, что у меня это зарплата поступает?

Пользователь не в сети
Был в сети вчера в 21:49

Да, в вашей ситуации Сбербанк, действительно, имеет техническую возможность видеть назначение платежа, особенно если в назначении указано "Поступление зарплаты". Это стандартная практика, когда работодатель при перечислении средств указывает назначение платежа, и банки эту информацию получают. Формально банк должен понимать, что на счет поступила именно заработная плата, а значит, обязан учитывать ограничения по удержанию — не более 50%, если иное не установлено законом. Тем не менее, чтобы дополнительно себя обезопасить, я бы рекомендовал направить в банк заявление с приложением справки с работы, подтверждающей, что на данный счет поступает именно зарплата. Это будет вашей дополнительной страховкой на случай, если вдруг произойдет полное списание средств. К сожалению, бывают ситуации, когда автоматические алгоритмы списания не учитывают назначение платежа должным образом, особенно если взыскиваемая сумма большая.

Крис
Крис
Автор вопроса
Дата комментария

давно

То есть в любом случае при аресте счетов по кредитам - 50% от зарплаты мне должны оставить, верно?

Пользователь не в сети
Был в сети вчера в 21:49

Совершенно верно — даже если счет арестован по кредитной задолженности, из вашей официальной заработной платы может удерживаться не более 50% в общем порядке, в соответствии со статьёй 99 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Исключения составляют случаи, связанные, например, с алиментами или возмещением вреда, где удержания могут доходить до 70%, но при обычных кредитных долгах это 50%. Проблема лишь в том, что если банк не знает, что на арестованный счет поступает именно зарплата, он может по ошибке списать всё. Поэтому я советую: как только узнаете об аресте счета — сразу же обратиться в банк и предоставить справку от работодателя с указанием, что этот счет зарплатный. Также можно подать заявление в ФССП, если взыскание производится через приставов, и указать, что источник поступлений — зарплата. Если списали больше положенного — это можно оспорить и вернуть незаконно удержанные средства. Закон в этом плане на вашей стороне.

Пользователь не в сети
Был в сети сегодня в 00:03

Да, могут, но не всегда и не все 100%.

 

1. Когда кредитор может списать деньги без приставов?

Основания для прямого списания:

Судебный приказ (ст. 121 ГПК РФ) – если долг подтверждён и должник не оспорил приказ в 10-дневный срок.

Исполнительная надпись нотариуса (ст. 90 Основ о нотариате) – если есть нотариально заверенный договор с условием о бесспорном списании.

 

Куда может обратиться кредитор?

Прямо в банк с исполнительным документом (ч. 1 ст. 70 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Банк обязан исполнять требования без участия приставов (ст. 8 ФЗ «О банках и банковской деятельности»).

 

2. Сколько могут списать?

По общему правилу:

50% от дохода – если это зарплата, пенсия, соцвыплаты (ст. 99 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

100% – если это не защищённые доходы (например, переводы от физлиц, проценты по вкладам).

 

Исключения (когда могут списать 70-100%):

Алименты, возмещение вреда здоровью/жизни, ущерб от преступления – до 70%.

Если долг не связан с физлицом (например, ИП по бизнесу) – 100%.

 

3. Что делать, если банк списывает все деньги?

-Проверить законность списания

Запросить у банка копию исполнительного документа.

Убедиться, что:

Это судебный приказ (а не просто требование коллекторов).

Не списывают больше 50% от защищённых доходов (зарплата/пенсия).

 

-Оспорить списание

Если списание незаконное (например, с пенсии сняли 100%):

Подать жалобу в банк (он обязан вернуть излишне списанное).

Обратиться в суд с заявлением о незаконности списания.

Если приказ/надпись недействительны:

Подать заявление об отмене судебного приказа (если пропустили 10 дней на обжалование).

Оспорить исполнительную надпись нотариуса в суде (ст. 310 ГПК РФ).

 

-Защитить доходы

Открыть новый счёт в другом банке (не указывать его в исполнительном листе).

Получать зарплату на карту МИР (некоторые банки хуже взаимодействуют с взыскателями).

Подать в суд заявление о рассрочке платежа (ст. 203 ГПК РФ).

 

4. Как предотвратить списание?

Оспорить судебный приказ в течение 10 дней после получения.
Договориться с кредитором о реструктуризации.
Перевести зарплату на карту, которую не найдёт взыскатель (например, в Тинькофф/Райффайзен).

 

ЧИТАЙТЕ ЛИЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Цены на дистанционные или on-line услуги

Ответ на письменный вопрос на сайте

Ответ на письменный вопрос на сайте

бесплатно / от 279 ₽
Задать вопрос
консультация по телефону горячей линии

Первичная консультация по телефону горячей линии в общем порядке

Консультация юриста в чате

Консультация юриста в чате

бесплатно / от 500 ₽
Найти юриста
Подготовка документа

Подготовка документа через сервис заказа документа

Удаленная индивидуальная консультация

Удаленная индивидуальная консультация по телефону

Правовой анализ ваших документов

Правовой анализ ваших документов с заключением и ответом на вопросы

Заказ юридических услуг онлайн

Закажите услугу и получите помощь от лучших юристов и адвокатов

girl Оформить заявку
Консультация с юристом по телефону
Заказ юридического документа онлайн
Проверка и анализ документов
girl
Получите ответ юриста бесплатно онлайн
Опишите вашу проблему
Как к вам обращаться
Согласен с Условиями обработки персональных данных и Пользовательским соглашением
Гарантия

Гарантия подробного разбора ситуации

Мнения

Мнения нескольких юристов

Много вопросов

Неограниченное количество вопросов

Скрытый вопрос

Можно скрыть вопрос от пользователей

Последние консультации
Вс 14 дек. 2025 19:24
Является ли комментарий в интернете с оскорблением клеветой
Является ли комментарий в интернете с оскорблением клеветой?
2 ответа
Вс 14 дек. 2025 21:43
Алименты с безработного инвалида: расчет выплат на ребенка с 2026 года
В разводе с 2020, есть ребенок 2020 года, алименты выплачиваются с
2 ответа
Вс 14 дек. 2025 19:24
Является ли комментарий в интернете с оскорблением клеветой
Является ли комментарий в интернете с оскорблением клеветой?
2 ответа
Темы справочных материалов