Задай вопрос юристу онлайн
Звонок бесплатный

Как оплачивается повестка в суд

Время на чтение: 3 мин.
Добавить материал в закладки: Ctrl+D

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-92-70. Это быстро и бесплатно!

Работодателей и сотрудников компаний нередко интересует вопрос, как оплачивается рабочий день, если пришла повестка в суд. Действительно ли работодатель не имеет права не отпустить сотрудника на заседание? И должен ли сотрудник требовать оплату труда за пропущенный по уважительной причине рабочий день.

Обязаны ли отпускать с работы по повестке

Следует понимать, что повестка в суд — документальное подтверждение того, что работник не вышел в свой рабочий день по уважительной причине. Этот вопрос регулируется статьей 170 Трудового кодекса нашей страны. Выступление в суде в качестве ответчика, истца, свидетеля, потерпевшего или эксперта относят к выполнению обязанностей государственного значения. То же самое касается переводчиков, присяжных заседателей, представителей арбитража.

Читайте также: В какой суд подается исковое заявление.

Работодатель не имеет права отказать сотруднику в неявке на работу. При этом он не имеет права расценить явку в суд в соответствии с повесткой как прогул, факт нарушения трудовой дисциплины и пр. А значит, не может сделать выговор, оштрафовать или уволить такого работника.

Отсутствие работника на работе по повестке в суд - является уважительной причиной и не может быть расценено как прогул. Повестка в суд освобождает от работы на законных основаниях.

Обратите внимание! Даже когда речь идет о присутствии в суде в качестве истца (т.е. по личной воле самого сотрудника), нельзя говорить о прогуле. Право на обращение в органы законодательной власти, право на личное участие в суде, который инициирован истцом лично, неотъемлемо. Соответственно, отпустить в рабочий день сотрудника работодатель обязан.

О чем следует помнить руководителю компании

Явка в суд по повестке в качестве ответчика или истца — это не прогул. Единственная ситуация, в которой присутствие сотрудника в рабочий день в суде, можно расценивать, как отсутствие на работе без уважительной причины — если сам работник в судебном процессе выступает по доверенности в качестве представителя от другого истца. И тогда работодатель самостоятельно должен принять решение, отпускать человека или нет.

Нужно ли предупреждать заранее о невыходе на работу

К сожалению, закон ничего не говорит о том, что работник обязан заранее сообщать о своей причине не выхода на работу. Если после этого он предоставляет повестку с отметкой о своем присутствии на судебном заседании в конкретный день и в назначенные часы (такая отметка ставится у судебного секретаря), вы не можете предъявлять к нему какие-либо претензии.

Вам может быть также интересно: Документы, необходимые для подачи искового заявления.

О сроках судебных процессов

Некоторые визиты в органы законодательной власти отнимают всего пару-тройку часов, другие — затягиваются на несколько дней.

Это зависит от множества факторов:

1. причины процесса, по которому работника вызвали повесткой;
  2. кем выступает человек в конкретном заседании;
  3. сложность самого дела и пр.

Вы имеете право просить предоставлять на рабочее место документы, которые:

1. Подтверждают присутствие человека в зале суда в назначенный день.
  2. Доказывают, что работник действительно был на процессе с конкретного времени и по конкретный час (должны быть отметки о времени старта заседания, времени его назначения и продолжительности).

Конечно, необходимо учитывать, что после суда ваш сотрудник должен добраться на работу, а это тоже занимает какие-то минуты или часы. Особенно, если само заседание проходит в другом городе. Вы также можете договориться с сотрудником о том, должен ли она возвращаться на рабочее место после своего выступления в суде или предоставить ему возможность посвятить решению вопроса целый день.

Читайте также: Срок обжалования решения суда по гражданскому делу.

Важно! Если работодатель не давал согласие на отсутствие сотрудника в течение всего дня, а сам суд проходил, к примеру, только два часа утром, то дальнейшее отсутствие на рабочем месте уже можно фиксировать как прогул.

Кто оплачивается рабочий день по повестке в суд?

Мы уже говорили выше, что явка на заседание относится к категории государственных обязанностей. Поскольку эти обязанности на человека накладывает государство, он и оплачивает пропущенный рабочий день. Работодатель имеет право не платить, поскольку суд выплатит вашему сотруднику заработную плату за указанный день в размере среднего заработка. Таким образом оплата вызова в суд по повестке, оплата пропущеного рабочего дня лежит на стороне государства.

Что необходимо сделать работодателю?

Предоставить по просьбе сотрудника справку о размере средней заработной платы. Кроме того, в кадровом табеле отметить отсутствие сотрудника (для расчета зарплаты в бухгалтерии). В табеле учета рабочего времени в соответствии с действующими правилами ведения учета отсутствие в связи с повесткой в суд идентифицируется цифровым кодом 23 или буквенным кодом — «Г»

Кодом «НН» можно обозначить отсутствие официально трудоустроенного работника только в том случае, если заранее вы не были предупреждены о том, что человека вызвали в суд по повестке. После того, как в кадровый отдел будет предоставлена оформленная по форме повестка с отметками о присутствии на заседании, данные табеля можно будет откорректировать.

Если вызывают в суд во время отпуска

В ситуации, когда дата суда выпадает на выходной день работника, получить право на отгул или финансовую компенсацию в виде выплаты зарплаты он не может. Однако если в суд он будет вызван в период отпуска, отпуск должен быть продлен работодателем в соответствии со статьей 124 Трудового кодекса РФ.

Читайте также: как составить судебный иск.