0 (

Исковое заявление о возврате денежных средств

Исковое заявление о возврате денежных средств – частый случай в гражданском судопроизводстве. Нередки ситуации, когда после заключения договора одна из с сторон в той или иной форме не выполняет свои обязательства. Это может быть срыв сроков, ненадлежащее качество работы, отказ от исполнения условий договора. Во всех этих случаях потерпевший имеет право подать судебный иск на возврат денежных средств.

Ниже рассмотрим подробно, в каких случаях подается иск о возврате денежных средств, каким требованиям он должен соответствовать, и какую доказательную базу необходимо предоставить.

В каких случаях подается

Денежные споры – самые частые в судебной практике. Главное основание для обращения в суд – нарушение договорных обязательств, которые могут касаться самых разных сфер. Наиболее распространенными причинами являются:

• задолженность по договору;
• невыплаченные проценты;
• возмещение вреда;
• неосновательное обогащение;
• невыплата заработной платы;
• взыскание алиментов, и многие другие.

Важно: иск о взыскании могут подать в случае нарушения любого вида договора (подряда, займа, оказания услуг, аренды и прочих).

Иногда стороны пытаются урегулировать спор в досудебном порядке. Потерпевший направляет претензию, в которой излагает суть спора, и предлагает решить его мирным путем. Если ответчик уклоняется от выполнения обязательств, тогда возникают условия для обращения в суд.

Порядок подачи

Иск о возмещении денежных средств имеет срок давности 3 года (ст. 196 ГК РФ), который начинается в момент, когда истец узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав. Суд не может самостоятельно применить эту норму (ст. 199 ГК РФ); если срок был пропущен, об этом должен заявить ответчик. Таким образом, если возникает необходимость обратиться в суд, это нужно сделать в предусмотренные законом сроки.

Другой аспект, который влияет на сроки и исход дела, - выбор юрисдикции. Споры между физическими лицами подаются в суд общей юрисдикции (мировой, городской, районный), споры между юридическими лицами и ИП – в арбитражный.

Важно: выбор суда общей юрисдикции определяется ценой иска. Требования до 50 тыс. рублей рассматривает мировой судья. Также к мировому судье направляется иск ценой до 100 тыс. рублей, если в нем участвуют потребители (ст. 23 ГПК РФ).

Общее правило, предписанное ст. 28 ГПК РФ, гласит, что заявление подается по месту жительства ответчика, в случае с юридическим лицом – это местонахождение головного офиса или филиала компании. Если в иске участвуют потребители, они вправе обратиться в суд по своему месту жительства. Обращения рассматриваются по территориальному принципу, поэтому, если ответчик проживает в другом регионе, то истец должен направить заявление в суд этого региона.

Исковое заявление о возврате средств можно подать в канцелярию, отправить по почте или онлайн через систему «МойАрбитр» или ГАС «Правосудие».

Важно: для подачи заявления онлайн истец обязан получить в аккредитованном центре электронную подпись (ЭЦП) либо подтвердить учетную запись на госуслугах.

Требования к форме

Иск в суд о возврате денежных средств не имеет унифицированного бланка, подобные заявления составляются только в письменной форме, в соответствии с общими принципами деловой документации. Тем не менее, ст. 131 ГПК РФ содержит некоторые указания на содержание и оформление такого документа.

Вводная часть – это информация, размещаемая в правом верхнем углу, здесь всегда указываются:

• наименование и адрес суда для установления адресата и проверки подсудности;
• наименование истца и ответчика: для физлиц – ФИО полностью, для юрлиц – название (возможно ОГРН/ЕГРЮЛ), а также их контакты (адрес, телефон);
• полная сумма истребуемых средств (ст. 91 ГПК РФ), за исключением морального вреда;
• сумма госпошлины.

В центре страницы пишут наименование документа («Исковое заявление о взыскании задолженности» в точной формулировке предмета спора). Далее следует описательная часть, в которой истец излагает обстоятельства дела и предъявляет обоснование просьбы к суду.

В следующей за ней мотивировочной части заявления необходимо сослаться на применимые статьи законов.

Важно: в описательной и мотивировочной части указываются документы, имеющие отношение к спору, под теми же порядковыми номерами, под которыми они далее перечисляются в Приложении.

Просительная часть открывается словом «Прошу», которое пишется посередине, и ниже излагается требование с указанием конкретных цифр.

После просительной части обязательно идет заключение. Здесь в виде Приложения приводится список приложенных документальных доказательств, на которые истец ссылался в тексте заявления.

В конце обязательно ставятся дата и подпись.

Надо ли платить госпошлину

Как и в большинстве случаев, истец обязан заплатить госпошлину за возбуждение дела. Ее сумма колеблется от 400 до 60 тыс. рублей (ст. 333.20 НК РФ) и зависит от цены иска. Конкретный размер госпошлины можно рассчитать на сайте суда с помощью специального калькулятора. При этом в ст. 333.36 НК РФ перечислены льготные категории, освобожденные от уплаты госпошлины.

Важно: в случае, если истец принадлежит к такой категории, он должен будет предъявить документы, подтверждающие право на льготу.

Что приложить и как доказывать

К исковому заявлению потребуется приложить все документы, подтверждающие невыполнение ответчиком взятых обязательств. Их перечень утвержден ст. 132 ГПК РФ и ст. 126 АПК РФ и включает:

1. Документы, подтверждающие направление копии искового заявления во всеми приложениями всем участникам дела.
2. Квитанция об оплате госпошлины, либо документ, подтверждающий право на льготу, либо ходатайство о рассрочке или уменьшении размера пошлины.
3. Доказательства, подтверждающие обстоятельства по делу, либо документы, подтверждающие расходы истца.
4. Доверенность на представителя (при необходимости).
5. Документы, демонстрирующие попытку досудебного урегулирования (при наличии или обязательности).
6. Расчет цены иска (с копиями всем участникам).
7. Доказательства.

Для обращения в арбитражный суд также потребуются:

1. Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юрлица или ИП.
2. Копия определения арбитражного суда об обеспечительных мерах до предъявления иска.
3. Документы, подтверждающие попытку примирения (при наличии).
4. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, подтверждающая местонахождение истца и ответчика, а также их юридический статус, полученная не ранее чем за 30 дней до подачи иска.

В суд могут быть представлены другие документы, имеющие отношение к делу.

При рассмотрении дела в судебном заседании истец излагает суть дела устно в присутствии ответчика, а судья изучает материалы дела, слушает ответчика и выносит вердикт.

Примерная форма иска

Ниже приведен образец искового заявления о возврате денежных средств. При его составлении рекомендуется обратиться к юристу, чтобы удостовериться в грамотном составлении. Так истец гарантированно избежит ситуации, в которой заявление может быть отклонено ввиду ненадлежащего оформления.

0 (0)