Задай вопрос юристу онлайн
Звонок бесплатный
3.4 (

Признание действий должностных лиц незаконными

Прежде чем приступить к детальному рассмотрению действий должностных лиц, определяемых, как незаконные, целесообразно ответить на вопрос, кто же является таким должностным лицом.

Согласно законодательству РФ должностное лицо – это гражданин, который наделен определенным рядом полномочий, он представляет власть на временной либо постоянной основе.

Статьи 52 и 53 Конституции РФ защищают права граждан от незаконных действий должностных лиц и гарантируют возможность взыскать компенсацию за нанесенный имущественный или моральный ущерб. Помимо незаконных действий, наказуемо также бездействие уполномоченных лиц.

Согласно законодательству, любое лицо или организация имеют право обратиться в арбитражный суд для оспаривания действий либо бездействия государственных органов, органов местного самоуправления и других с целью признания действий должностного лица незаконными.

Обжалование и возмещение ущерба

Статья 16 ГК РФ гарантирует право граждан на возмещение убытков, причиненных незаконными действиями или бездействием должностных лиц. Выплаты пострадавшему лицу должны производиться из государственной казны.

Обжалование незаконных действий должностных лиц осуществляется в случаях, если:

• имело место совершение противозаконных действий либо бездействие;
  • лицо было незаконно осуждено, заключено под стражу, оформлялась подписка о невыезде;
  • лицо было привлечено к ответственности незаконным путем;
  • во время проведения досудебных процедур лицу был причинен вред.

Заявление о признании действий должностного лица незаконными согласно действующему законодательству (постановление Правительства РФ № 840) должно содержать:

• данные о самом заявителе (Ф.И.О. и контактные данные);
  • указание Ф.И.О. лица, чьи действия считаются незаконными, его должность и место работы;
  • сведения о действиях и принятом решении по делу;
  • доказательства того, что такие действия и решения могут считаться незаконными.

Возмещению при незаконных действиях должностных лиц подлежат:

• Заработок, пенсия или пособие, выплата которых была приостановлена ввиду тюремного заключения, административного взыскания и т.д. В таком случае выплачивается сумма за все время отстранения от работы или прекращения соц. выплат.
  • Конфискованное имущество, а также имущество, на которое наложен арест. Сюда также входят денежные вклады и проценты по ним, ценные бумаги. Если нет возможности вернуть само имущество, то государством выплачивается его полная стоимость.
  • Деньги, потраченные гражданином на судебные издержки в связи с незаконными действиями.

Обжаловать действия должностного лица можно в суде или вышестоящей государственной инстанции. Жалоба подается по месту жительства заявители и по месту нахождения должностного лица, совершившего незаконное деяние.

Срок подачи жалобы составляет 3 месяца, начиная с момента, когда гражданин узнал о правонарушении со стороны должностного лица. В случае несоблюдения этого временного промежутка жалоба также будет принята, но суд будет выяснять, почему сроки были не соблюдены.

Жалоба регистрируется и рассматривается в течение следующих 15 дней. Ответ заявителю обязаны предоставить не позднее следующего после принятия решения дня.

3.4 (5)