Порядок и сроки выплаты алиментов на детей

Согласно законодательству РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Если родители не живут вместе, то они могут договориться о денежных выплатах (выплата алиментов на детей) со стороны отдельно проживающего от ребенка родителя. Если согласие достигнуто, суммы, порядок, срок выплат документируются нотариально заверенным соглашением. В противном случае, алименты подлежат взысканию через суд по ст. 80 СК РФ.

Кто имеет право получать алименты?

Право потребовать выплату алиментов на детей имеют следующие лица:

• отец или мать ребенка (родные, приемные) друг с друга;
  • опекун с родителей;
  • усыновитель, когда судом сохранена правовая связь родного родителя и ребенка;
  • руководство детского дома (др. воспитательного заведения).

Суд имеет право обязать выплачивать алименты независимо от того находились, находятся ли родители ребенка в браке. Родители ребенка, находящиеся в законном браке, разведенные, не зарегистрировавшие свои отношения, в любом случае обязаны содержать своих детей. Если отец не записан в свидетельстве о рождении, его отцовство может установить суд.

С каких доходов взимаются выплаты алиментов на детей?

Источники и виды доходов, с которых могут быть удержаны алименты, обозначены ПП РФ №841 18.07.96. Денежные средства на содержание ребенка взимаются со всех постоянных мест работы родителя.

Кроме того, отчислению алиментов подлежат и другие виды доходов в любой валюте:

• гонорары (другие подобные выплаты);
  • надбавки дополнительные к основной заработной плате (квалификация, ученая степень);
  • надбавки за вредный, особо тяжелый труд;
  • премиальные, отпускные выплаты;
  • доход с ИП;
  • зарплата военнослужащих;
  • заработок тюремнозаключенных;
  • пенсии и пенсионные доплаты;
  • стипендии;
  • денежные выплаты по недееспособности;
  • все виды материальной помощи, пособия.

Выплата алиментов на детей осуществляется после отчислений в налоговую службу.

Существуют доходы, с которых алименты не удерживаются:

• социальные выплаты, полученные в связи с беременностью, родами, рождением ребенка;
  • государственная помощь, связанная со смертью кормильца;
  • денежные компенсации за служебные командировки;
  • помощь, вызванная смертью, женитьбой родных.

Законодательство ничего не говорит о взыскании алиментов с доходов на Forex.

Порядок выплаты алиментов на ребенка

Основанием для денежных выплат на содержание ребенка являются: исполнительный лист, приказ (судебный) либо обоюдное соглашение родителей.

Соглашение имеет ту же силу, что и исполнительный лист. Составляется письменно, подписывается родителями, удостоверяется нотариально согласно ст. 100 СК РФ. В документе указываются способ (как часто) выплат, размер, сроки выплаты алиментов на ребенка (если выплаты осуществляются с нескольких видов дохода, сроки устанавливаются отдельно для каждого). Условия соглашения могут быть изменены в случае существенных изменений здоровья, материального положения, семейных отношений.

Уплата алиментов назначается решением суда по исковому заявлению. Подать иск может родитель, который живет с ребенком, а также тот, кто осуществляет выплаты и хочет пересмотреть условия соглашения. Порядок финансовых обязательств предписывается исполнительным листом либо судебным приказом.

Каким способом и в каких суммах выплачиваются алименты?

Основные способы взыскания выплаты алиментов на детей оговариваются ст. 104 СК РФ:

• В процентной доле от дохода: 1/4 на одного ребенка, 1/3 на двоих детей, 1/5 на троих и более детей, 1/6 на каждого ребенка, если дети от разных браков. В основном назначаются, когда плательщик имеет постоянный, подтвержденный доход, известное место работы.
  • В твердой денежной сумме, выплачиваемой один раз либо через временные промежутки согласно ст. 83 СК РФ. Такой вариант выплат назначается, когда плательщик не получает официального дохода, не имеет четко закрепленного определенного дохода, привязанного к временным промежуткам. Примеры: сезонные заработки, нерегулярные гонорары. Обычно размер минимальной выплаты алиментов на ребенка отталкивается от прожиточного минимума в регионе проживания ребенка либо от минимальной заработной платы в России. Одноразовая выплата может быть назначена по договоренности или по случаю выезда родителя на ПМЖ в другую страну, а также совмещена с другим видом выплат.
  • Возможны комбинации первых двух способов, а также частичное возмещение в натуральном виде.
  • Алиментами может стать имущество, например, недвижимость.

Способ выплат указывается в соглашении по согласию сторон либо назначается судом.

Срок выплаты алиментов на ребенка

Даты выплат также оговариваются соглашением или решением суда. Чаще всего денежная помощь уплачивается на банковский счет либо почтовым переводом.

За несогласованную просрочку выплат получатель вправе взыскать компенсацию сверх ранее обозначенной суммы. Обратиться в суд по поводу неуплаты можно в любой момент согласно ст. 107 СК РФ до наступления совершеннолетия ребенка.

Денежные выплаты подлежат взысканию со дня подачи заявления в суд. Потребовать выплату алиментов можно за последний трехлетний период.

Содержание ребенка до 3 лет

По ст. 81 СК РФ размер алиментов на ребенка до 3 такой же, как и на более старших. Часто мать, воспитывающая малыша, не может выйти на работу и полностью себя обеспечить. Потому ст. 90 СК РФ предусматривает возможность взыскания алиментов на содержание матери до достижения ребенком возраста 3 лет. Размер таких выплат зависит от материального положения родителей, определяется судом либо обоюдным согласием. По согласию возможно также продление срока выплат алиментов на ребенка. Расторжение брака в данном случае не обязательно.

Назначение алиментов на ребенка старше 18 лет

Дееспособного ребенка, достигшего совершеннолетия обеспечивать родители не обязаны. Если он еще обучается в школе либо в другом учебном заведении родители могут помогать ему по желанию.

Исключение составляют случаи, когда ребенок нетрудоспособен по причине инвалидности (ст. 85 СК РФ). В таком случае суд вправе назначить твердую ежемесячную сумму выплат. Родители обязаны содержать детей с инвалидностью первой группы пожизненно.

Ответственность за неуплату алиментов

В случае, когда плательщик уклоняется от уплаты алиментов ст. 115 СК РФ предусматривает денежные штрафы и другие виды ответственности. Когда получение алиментов происходит на основании соглашения, желательно сразу оговорить случаи задержек либо неуплат, требования, действия. Эти пункты соглашения послужат основанием для обращения в суд.

Если после прочтения статьи у вас остались либо появились вопросы касательно выплаты алиментов на детей, вы можете обратиться за консультацией к юристам нашего сайта. Они предоставят подробную информацию по вашему конкретному случаю. Консультации бесплатны.

Развернуть Консультация юриста по телефону

Наши юристы и адвокаты готовы бесплатно ответить на ваш вопрос прямо сейчас по многоканальному номеру

8-800-500-61-85

Уважаемый юрист, если Вы хотите консультировать граждан из Вашего города, Зарегистрируйтесь