Задай вопрос юристу онлайн
Звонок бесплатный

Денежное обязательство - что это такое?

Время на чтение: 1 мин.
Добавить материал в закладки: Ctrl+D

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-92-70. Это быстро и бесплатно!

При гражданско-правовых отношениях обычно появляются денежные обязательства. Это нередкие состояния в сфере регулятивных правоотношений, когда один субъект обязан по закону/договору выплатить другому определенную сумму. Элементарный пример: заемщик должен выплатить кредит банку. Есть также охранительные правоотношения. При них денежные обязательства предусмотрены законом. Например, налоговое право гласит о том, что предприятие обязано выплатить определенный налог.

Какие существуют признаки денежного обязательства?

Есть ряд признаков данного вида правоотношений:

• оплата должна производиться реальными средствами платежа (то есть, не услугой или предметом) – официальные банкноты государства, безналичный расчет в разрешенной валюте;
  • в договоре должны быть указаны цели, достичь которые можно при выполнении денежных обязательств;
  • в сфере права денежные обязательства по-разному понимаются судебными системами тех или иных стран (например, в России должник и кредитор самостоятельно выбирают оптимальную для себя денежную единицу для расчетов).

Стоит заметить, денежные обязательства взаимодействуют с прочими явлениями финансового права. Элементарный пример – расчетные отношения. Так, в договорах часто встречается следующая формулировка «компания должна в такой-то срок провести расчет» или, другими словами, «компания должна в определенный срок исполнить денежное обязательство».

Виды обязательств: внесение денег, паевых взносов, процедуры с банковскими депозитами, факторинговые обязательства, рента.

Ответственность за неисполнение денежного обязательства: что стоит учесть?

Что можно считать неисполнением обязательств? Если должник регулярно нарушает график выплат, отказывается выполнять свои обязательства, в отношении оказания услуг, выполнения конкретных работ (все это должно указываться в договоре). В таком случае на него могут быть наложены санкции, может произойти взыскание компенсации.

Что касается очередности погашения требований по денежному обязательству, то ее определяет тот же договор, ФЗ (зависит от типа правоотношений). Действует также понятие «разумный срок». Он зависит от статуса (юридического) субъекта правоотношений, природы и предмета сделки.

Например, срок по отношению к договору займа будет отличаться в случае контрактов о предоставлении каких-либо услуг, поставки товаров и прочих соглашений.